В Украине есть секта свидетелей идеального избирателя. Эти люди боготворят обывателя. Верят в сермяжную правду. «Маленький человек» для них – это носитель финальной правды, духа свободы и идеалов процветания.
На самом деле, принадлежность к большинству не означает ровным счетом ничего. Большинство всегда состоит из ситуативных меньшинств и способно раскалываться на группы любого размера. Оно может ошибаться. Может быть инфантильным. Может недооценивать риски. Оно может быть каким угодно – и любые попытки водрузить «маленького человека» на этический пьедестал чаще всего заканчиваются плохо.
Любые попытки водрузить «маленького человека» на этический пьедестал чаще всего заканчиваются плохо
Вдобавок природа любой коррупции состоит в том, что от нее проигрывают все, но по чуть-чуть, а выигрывают немногие – но много. И эти немногие готовы инвестировать в общественное мнение. То самое, которое, в конечном счете, будет готово бить по рукам тех, кто станет пытаться навести порядок.
Именно поэтому нет никакого идеального рецепта политической карьеры.
Наш мир устроен сложно. Он требует сложных знаний и сложных решений. И очень часто рецепт лечения страны требует непопулярных шагов. А потому любой политик-популист рано или поздно оказывается перед очень простым выбором: либо он предает своего избирателя, либо он предает страну.
Последняя социология довольно показательна. Украинские граждане не хотят приватизации, рынка земли и легализации азартного бизнеса. Те, кто наживается на нынешнем положении дел, сумели продать им эти идеи. И теперь обыватели готовы голосовать за тех, кто сознательно обкрадывает их всех.
Большинство – это всегда объект чужих манипуляций
Большинство – это всегда объект чужих манипуляций. Нет никакой «невидимой руки» на рынке мнений. При желании и усердии можно продать обывателю любую идею. Можно посеять в нем зерна любых сомнений. Можно убедить его голосовать за людей с самыми низменными целями и задачами. И тот, кто будет предлагать стране горькие пилюли – всегда проиграет торговцам сладким плацебо.
А потому я не люблю ссылки на большинство. Любые разговоры о нем всегда отдают спекуляцией. Общество может быть инфантильным – и не стоит воспринимать его желания как истину в финальной инстанции.
Те, кто утверждают обратное, либо ничего не понимают, либо все понимают и делают это сознательно.