Праздник Ивана Купала в Украине — традиционный
праздник, который отмечается в стране в ночь на 7 июля, т.е. в ночь с 23
на 24 июня по старому стилю. Исторически этот день был днем летнего
солнцеворота (солнцестояния — 20-22 июня), впоследствии совпал с
Рождеством Иоанна Крестителя и христианским праздником Рождества Святого
Пророка Предтечи.
Иоанн - сын священника Захария и Елизаветы — родственницы Девы
Марии, родился за полгода до рождения Христа. О его появлении на свет
также благовествовал ангел. Полная аскетизма и служение Богу, жизнь
Иоанна вызвала большое уважение к нему жителей Иудеи, среди которых он
проповедовал. Тех, что покаялись в грехах, Иоанн крестил водою, готовя
людей к духовному крещению мессией. Вместе со всеми на берег реки Иордан
пришел и Христос, которого Иоанн крестил в воде. Продолжая свое
служение Богу, Иоанн бесстрашно разоблачал грехи и обман не только среди
простонародья, но и среди царствующих лиц, за что Царь Ирод бросил его в
темницу. В день рождения Ирода Саломея — дочь Иродиады попросила в
подарок за свой танец отрубленную голову Иоанна. И получила ее на блюде
... Так мученически закончилась жизнь пророка.
В народной украинской традиции день рождения Иоанна (Ивана
Купала, Ивана-травника) — это поэтический языческий праздник торжества
солнечного света и тепла. В старинных письменных источниках Купало
характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в
жертву хлеб — главный плод земли.
Как народный праздник, день Ивана Купала происходит со многими своеобразными обрядами и песнями.
Праздник Ивана Купала в Украине
Издавна в Украине
девушки и парни выходят из деревни с радостными песнопениями,
раскладывают костры на горе или где-то в лесу у реки, танцуют вокруг
того костра и прыгают через огонь. Девушки еще поют гадальные песни и по
разным приметам примечают, сбудутся ли их сердечные желания. Утром до
восхода солнца умываются «ивановской» росой на красоту. В Карпатах
девушки опоясываются перевяслом из пахучих трав, из тех же трав плетут
венки и кладут себе на голову.
Главными атрибутами праздника
являются Купало и Марена, что в разных местностях Украины готовятся
по-разному. Так, на Подолье и Волыни девушки делают «Купало» из веток
вербы; для этого они берут ветвь, украшают ее цветами и венками, а потом
ходят вокруг такого «Купала» и поют песни. Мужчины и женщины тоже
сходятся на это зрелище, но в пении они участие не принимают.
Ребята бросают цветы на те тропы, где ходят девушки.
Через некоторое время, когда девушки «Купалом» нарадуются,
ребята нападают на «Купало», обрывают с него венки и цветы, а саму ветку
бросают в воду. Раскладывают костер и, когда оно разгорится, прыгают
через огонь все присутствующие: ребята, девушки, женщины и мужчины.
Молодицы приносят с собой вареники или иное угощение, а мужчины и
парни — горилку, тут же, у костра, угощаются, а потом начинают
танцевать.
На Полтавщине вечером, накануне Ивана Купала, собираются девушки
на условное место с венками на голове. Венки плетут из ромашек,
любистка, звезд, божьего дерева, топориков, барвинка, базилика, мяты,
руты, резеды и других пахучих трав. Шапки и шляпы ребят тоже украшенные
этими же цветами, но украшают цветами не они сами, а те девушки, которых
они любят.
Собравшись, девушки берутся за руки и ходят вокруг
«Марены» — ветви черноклена или вишни, поют. Перепев песню, девушки
останавливаются. Одна из них берет соломенное чучело, одетое в женскую
сорочку, и ставит под деревья или рядом с веткой — «Мареной»; другие
девушки украшают голову чучела лентами, а на шею вешают ожерелье — это
«Купало». Бывает и так, что ставят чучело с деревянными руками, на
которые цепляют плетеные венки. Такого «Купала» обкладывают кучей соломы
с крапивой и зажигают. Когда огонь разгорится, ребята берутся за руки и
перепрыгивают через огонь, а другие в это время поют.
В Киевской
области перепрыгивают через купальский огонь парами. Перед тем, как
прыгать, парень снимает с головы девушки венок и кладет себе на голову, а
на девушку одевает свой венок. Так обменявшись, они берутся за руки и
прыгают. Перепрыгнув, пара проходит вокруг «Купала» и становится позади
других участников игры, обменявшись венками назад. Если при
перепрыгивании пара не расходится, то это знак, что она вступит в брак.
После
перепрыгивать девушки несут «Морену» к водоему, где ее топят. После
этого девушки сами купаются и при этом поют. Очистившись огнем и водой,
они начинают гадать: берут свои венки, прикрепляют к ним зажженные свечи
и пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут над водоемом и поют:
В роще зелененькой соловей щебечет, соловей щебечет;
Там девушка мыла веночек пустила из барвиночка, с барвиночка.
Плыви, плыви, веночек, хороший из барвиночка, за миленьким, за миленьким ...
Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и
свеча хорошо горит, то девушка выйдет замуж, если он крутится на месте,
то еще будет ходить в девках, а если потонет — замуж не выйдет вообще.
Если венок уплывал далеко и приставал к какому-то берегу, то девушка
выйдет замуж вдали от дома. Эти венки наделяются целебной волшебно
силой, поэтому девушки на второй день закидывают их через голову на
крышу дома или хранят на чердаке, веря, что зелье, из которого
сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.
По народным
верованиям, лекарственные растения только тогда имеют настоящую целебную
способность, когда будут собраны в ночь накануне Ивана Купала или утром
с питательной «ивановской» росой. Поэтому и умываются украинские
девушки той росой на красоту.
Согласно бытующим в Украине повериям, в ночь на Ивана Купала деревья
переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собой.
Тот, кто владеет цветом папоротника, может видеть это и понимать их
язык, и язык всякого существа, а также видеть, где спрятаны сокровища.
Для того, чтобы стать всезнающим и всевидящим, нужно победить нечистую
силу и добыть цветок папоротника, который цветет очень короткое
мгновение и только в купальскую ночь. Заметив заранее в лесу куст
папоротника, вечером накануне праздника нужно подойти к нему и
расстелить скатерть, на которой святили куличи на Пасху. Затем
освященным ножом начертить вокруг себя и куста круг, окропить папоротник
святой водой и начинать молитву. Как только стемнеет, то черт разными
способами пытается человека напугать: стреляет, бросает камни и ветки,
кричит неистовым голосом и др. Но бояться этого не стоит, если быть в
очерченном ножом вокруг папоротника кругу. В 12-ый час ночи, согласно
поверью, папоротник расцветает и блестящий, как уголек, цветок, сразу же
падает на расстеленную скатерть. Цвет нужно быстро взять и спрятать за
пазуху. Когда владелец цветка возвращаться с добычей домой, ему ни в
коем случае не рекомендуется оглядываться назад. Черт со своими
многочисленными помощниками будет продолжать борьбу за папоротниковый
цвет до порога дома смельчака: обращаться к нему голосами родных, с
плачем умолять о помощи, чтобы тот хоть на мгновение обернулся. Если же
человек не выдержит и сделает это, он сразу же упадет мертвым.
Мы
все знаем, что папоротник является реликтовым травянистым растением,
никогда не цветет, потому что размножается вегетативно, т.е. спорами. Но
с давних времен человек заметил, что каждое растение имеет свой цветок,
свое семя, которым продолжает существование, т.е. имеет плод
размножения, подчеркивает женскую сущность. У папоротников цветка нет,
поэтому это растение символизировало мужскую сущность. Не зря же
папоротник принадлежал к тотемным растениям Перуна — бога воинов-мужчин.
Поскольку символом Перуна был пылающий огонь, «огненный цветок», или,
как еще говорили, «Перунов цвет», а в ритуальных действах папоротник
всегда использовалась вместе с огнем, то можно предположить, что
«огненный цветок» стал «цветком» папоротника. Этот мифический цвет был
символом Солнца и молнии, цветет и гаснет так ясно и так быстро, как
искра, и имеет большую силу и творит чудеса в природе.