5 июля произошло негромкое, но очень показательное событие. Прямо свидетельствующее о том, что команда у власти, коллективный Зеленский, рассматривает страну исключительно как свой богом данным бизнес-проект. Свечной заводик. И Зе-команде этой нужно не эффективное управление, а просто свое. Внучата Януковича создают свою Семью и зовут дедушку.
Здравствуй, дедушка, мы тут!
Итак, 5 июля Зеленский уволил уполномоченную АМКУ Агию Загребельскую. Кроме нее, он уволил также заместителя главы комитета Андрея Вовка и еще одного уполномоченного – Валерия Полюховича.
Но знаковым является именно увольнение Загребельской. Питбуля АМКУ, ввязывавшегося в публичные схватки с ДТЭК Ахметова, Group DF Фирташа, табачным монополистом Тедис Кауфмана-Ложкина, УНЛ Третьякова и т.д. И лоббистами этих групп в самом АМКУ.
Независимых от групп влияния чиновников-альтруистов, подвижников и бессребреников в Украине, как и жизни на Марсе – нет. Но после 2014 года появилось другое разделение, так сказать, предтеча: традиционные чиновники, ориентированные на личное обогащение (хапнул-поделился-свалил) и чиновники-игроки, удовлетворяющие в первую очередь свои профессиональные амбиции, честолюбие и заинтересованные в публичном будущем.
И те, и другие – по-прежнему были чьими-то выдвиженцами. Загребельская была креатурой Пашинского. Но отличие традиционных чиновников от чиновников-игроков в том, что последние – это фактически политики. Они заинтересованы в поддержке общества, а для этого должны убедительно демонстрировать работу в его (общества) интересах.
Загребельская действовала именно в этом ключе, и поэтому ее поддерживал целый ряд известных журналистов и лидеров мнений.
При Порошенко в АМКУ было две группы влияния. Первая – группа представлявшего интересы Кононенко Андрея Вовка. И вторая – гораздо более креативная и агрессивная группа Загребельской. Которая под эгидой антикоррупционной повестки эффективно отрабатывала по крупному бизнесу. Иногда ее удары способствовали интересам Пашинского. Как, например, в случае с атакой УНЛ группы Третьякова. Но проблема в том, что удары были законные и справедливые. И главное: рынок знал, что Загребельская «недоговорная» и не берет взяток.
По нашей информации, накануне указа Зеленского в АП прошли переговоры, на которых Загребельская пообещала «честно кошмарить монополии», на что получила ответ, что будет уволена как человек Пашинского. Хотя рынок хорошо понимает, что причина здесь никакой не Пашинский, а – «недоговорная» и «не берет».
Для многих промышленных групп Загребельская была скандальным, неприятным, но уважаемым противником. И ее увольнение говорит о том, что новая власть быстро и уверенно возвращает старую систему. Не Порошенко, нет. А – Януковича.
Четкую вертикаль, без сдержек и противовесов, без автономных механизмов, без конкуренции. С ручным управлением. Систему, где коррупция является базисом и целью существования. Вещь в себе. Чистая коррупционная метафизика: вышки Бойко, купленные с переплатой в 300 млн долларов. Или Ливела, которая без пошлины завезла нефтепродуктов для Клюева на 375 млн долларов. Или подписание договора по строительству LNG-терминала на миллиард долларов с лыжным инструктором.
Находиться в системе власти Януковича и не быть коррупционером – было невозможно. В этой системе нельзя было быть самостоятельным игроком. Только вассалом, засылающим долю смотрящему. Это была просто большая ОПГ. Коррупция в которой была способом и смыслом государственного управления.
Минимизировать влияние этой ОПГ можно было только с помощью люстрации. Закон о которой пусть с перебоями, исключениями и саботажем, но работал. А потом об него успешно вытер ноги президент Зеленский, назначив главой своей администрации антикоррупционного уполномоченного Азарова – Богдана.
Уже не первый знакомый нам политик передает смысл разговоров с бывшими регионалами: «после выборов мы вернемся». Да и как же иначе. Команде президента, много представителей которой (в том числе и сам президент) вступает в новую для себя среду, нужны опытные проводники. С руками, которые помнят.
Кстати, духовный наставник духовного наставника президента – Андрей Портнов, уже подготовил юридические основания для возвращения. А именно – правки к закону о люстрации, отменяющие санкции против чиновников режима Януковича, и вводящие запрет занимать госдолжности лицам, назначенным в период с 22 февраля 2014 года по 20 мая 2019-го. Так что с Загребельской поторопились. Могли бы вполне уволить после выборов по закону Портнова.
Зеленский очень смешно, зато успешно разделил две аудитории: думающую и электорат. С последним хорошо получается тактически-оперативно – например, выходкой с «выйди, разбойник» в Борисполе. Как говорил Богдан Титомир, «пипл хавает». Но будет ли электорат «хавать» возвращение людей Януковича, начиная с освобождения узника региональной совести Ефремова?
План Зе по возвращению этих людей и параллельному выращиванию своего клана, собственной «Семьи», уже очевиден для бизнеса, потому что он уже столкнулся с расстановкой на бюджетные потоки людей, близких не Коломойскому или Богдану, а лично Зеленскому. Через месяц этот план будет очевиден для широкой думающей аудитории. А еще через пару месяцев – для электората.
Зачем Зеленский устраивает реванш системы Януковича и едет по рельсам, ведущим в Ростов – вопрос риторический. Прогнозируем только, что Загребельская, которую уволил Зеленский, будет одним из тех людей, которые помогут президенту достигнуть конечного пункта назначения как можно быстрее.