Не секрет, что команда Зеленского использует тактику пробных шаров при протаскивании проблемных инициатив. Зайдет шар – значит, можно. Не зайдет – значит, стоит пробовать по-другому. Вся история украино-российских коммуникаций при Зеленском – вот такие шары. Последний шар с Консультативным советом Украины и ЛНДР – он не просто не зашел, он прилетел обратно в голову. Пока не сильно. Но травмы головы имеют свойство сказываться впоследствии.
Подписанные Ермаком под диктовку Козака документы вызвали резкую реакцию в Украине. Несмотря на коронавирус, незамеченной, как, возможно, рассчитывали подписанты, ситуация не прошла. А вызвала волну возмущения и протеста – сначала в соцсетях, а потом на улице, на марше добровольцев. На Банковой и у российского посольства. Не сто тысяч, а пять, но это были те пять, которые могут стоит ста.
«Зелю – геть!» и «Ні – капітуляції!» - Зеленский пережил очень неприятное дежавю от этого скандирования у здания Офиса, а ранее Администрации президента. Здания, где сами стены пропитаны страхом слова «геть». Где сама обстановка («китчевая», как писал «Гардиан», которую, несмотря на обещания, не стал менять Зеленский) помнит, как от этого слова вздрагивал Кучма и Янукович. Причем, что самое нехорошее для Владимира Ссаныча, так это то, что изгоняющее заклятье начиналось с того же слога – «Зе». 6 лет назад кричали – «Зека геть», а теперь – «Зелю геть».
Журналисты и блогеры заговорили о государственной измене и сдаче национальных интересов, а с ними и политики. Даже традиционно сверхосторожный и компромиссный Кравчук попросил не превращать страну в курятник, заявив, что государство может вести переговоры только с государством. Часть собственной фракции Зеленского выступила с осуждением подписанных соглашений. Это очень напомнило выход части депутатов Партии регионов 21 февраля 2014 года.
Правда, пока куда меньше по накалу – не вышли из фракции, а подписали письмо против соглашений и с просьбой уволить Сивохо, фамилия которого уже становится именем нарицательным. Показательно, что секретарь СНБО Данилов, в советники которого определили Сивохо, своего подчиненного защищать не рвется. Говоря, что людей бить нехорошо, но Сивохо никто не уполномочивал представлять позицию ведомства.
Информационно Ермак провалил эту спецоперацию. Вообще не до конца понятно, на что, кроме коронавируса, глава Офиса рассчитывал, заходя в эту ситуацию без медийной поддержки, без союзников и плана «Б». Сейчас понятно, что запланированное создание Консультативного совета на следующей встрече в Минске может привести к еще большему взрыву. Будет ли Ермак бросать шар повторно или Зеленский победоносно отменит эту идею? Или, самое очевидное решение, ситуацию просто заморозят до завершения карантина? Увидим в ближайшее время.
Интересно, что Ермак в этом скандале не получил поддержку даже со стороны парламентских союзников из ОПЗЖ. Тут как раз тот случай, когда две жены вроде бы и одна семья, но конкурируют за внимание кремлёвского мужа со взаимной ненавистью, большей, чем ненависть к врагам. И Путин очень технологично поддерживает эту конкуренцию, высказываясь за «парламентский нормандский формат».
А теперь посмотрим, кто пусть сдержанно, но поддержал Ермака. Это – группа Коломойского во главе с Сашей Дубинским. Который пишет, что он тоже против страны-агрессора (да, Саша, верим тебе как родному), воюющей с Украиной, но «международная политика - прерогатива президента и главы его Офиса». Последнее – особенно интересно слышать в устах Дубинского, который прекрасно знает, что ОПУ – это, как записано в положении про ОПУ, вспомогательный орган, и его прерогатива – организация деятельности президента, а не самостоятельное осуществление международной политики.
Все, что сегодня делает Ермак – это, как любят говорить русско-украинские каналы, драфт Коломойского. Но при этом информационная поддержка Офиса Ермака очень сдержанная, больше похожа на нейтралитет.
А чтобы бабушка полюбила внука горячо, страстно и громко, из всех своих «1+1» – она требует немало. И даже не то чтобы немало, а всё. И дефолт, и мировую по Приватбанку, которая даст возможность развалить иски в Лондоне и США. Это было очень кстати, поскольку Суд Англии настроен явно недружественно к Коломойскому, и сегодня подтвердил право Приватбанка не платить Коломойскому по евробондам.
И увольнение главы Приватбанка Крумханзла и возврат Суркисам миллиарда с признанием, что они не являются связанными лицами с Коломойским. Оба процесса рассматриваются в судах сегодня. И оба в случае позитивного для Коломойского решения станут новой точкой отсчета в борьбе за Приватбанк. А проигрыш государства Суркисам повлечет выплату еще 30 млрд бюджетных средств партнёрам Коломойского и откроет ему дорогу для возврата банка.
Еще одна ключевая ставка Коломойского – Нафтогаз. Игорь Валерьевич прямым текстом озвучил связь между поддержкой инициатив ОПУ в парламенте своими депутатами с проведением своего кандидата (Витренко) на пост главы Нафтогаза. Сегодняшнее решение Набсовета о «продлении» Коболева будет оспорено Кабмином. Россияне тоже против Коболева. При этом оператором этого «против» выступает, правильно, Ермак. Конечно, никто бы Коболева и не оставлял, если бы креативные ребята не довели страну до ручки, и теперь отказ американцам – это почти гарантированный отказ МВФ в кредитовании. Отсутствие которого в нынешней ситуации грозит очень нехорошими последствиями. Исход битвы за «Нафтогаз» во многом определит вектор движения Украины.
Ну и сугубо утилитарное, но важное требование Коломойского – реинтеграция двухэтажного прокурора Кулика в правоохранительную систему Украины. Для очень широкого спектра мероприятий – от расследования по Байдену для друга Руди до развертывания кампании по преследованию действующего руководства НБУ и незабытого главного личного врага Игоря Валерьевича – Гонтаревой. Суд по отбеливанию статуса Кулика через три дня.
Это основные требования Коломойского. Назначение Геруса на пост министра энергетики, тема, которую разгоняют в СМИ, вызывает большие сомнения. Это было бы выстрелом себе в ногу как для власти, так и для Коломойского. Если Герусу чего-то и не хватает для того, чтобы стать вторым Сивохо – так это официальной должности министра энергетики.
А Коломойский Ермаку нужен. Ермак уже дважды провалил спецоперации и дискредитировал Зеленского. Первый раз – Оманом. Кстати, уважаемая НАЗК, как там проверка декларации президента? Из каких источников финансировалась поездка и почему президент их не указал? Второй – Консультативным советом. Рейтинг Зе съеживается, как шагреневая кожа. Не думаем, что это сознательное уничтожение Ермаком своего, как бы ни смешно это звучало, шефа, а просто отсутствие опыта и навыков работы на таком уровне. Все-таки вчера еще человек фильмы продюсировал и по МАФам вопросы решал, а тут приходится внешней политикой заниматься, и при этом надо не выглядеть исполнителем воли старших партнёров из Москвы.
Тут опыт нужен, стратегия и информационно-методологическая поддержка местных специалистов. Лучшим из которых является Игорь Валерьевич. Если эти двое договорятся, то этот вызов будет не менее серьезным для Украины, чем коронавирус.