В 2018 году украинцы назвали себя самыми счастливыми за последние 20 лет. Такие данные обнародовал Институт социологии Национальной Академии Наук Украины в рамках ежегодного мониторинга. Согласно индексу социального самочувствия, количество довольных и недовольных качеством жизни украинцев впервые с 1995 года сравнялось. Светское, политическое и религиозное движение в Европу, азовский кризис и «хроническая» борьба с коррупцией — таким запомнится этот год в Украине.
Согласно опросу Центра Разумкова, Украина, по мнению ее граждан, с 2005 года движется «в неправильном направлении». Такая тенденция сформировалась после «Оранжевой революции» и остается актуальной после событий 2014 года, даже несмотря на то, что почти 60% населения сегодня поддерживает интеграцию в ЕС. На настроениях сказывается послереволюционное разочарование, отмечают социологи. В 2018 году по инициативе Петра Порошенко курс на интеграцию в ЕС и НАТО был закреплен в Конституции, что, с одной стороны, отвечает тенденциям и настроениям, а с другой — частично защищает страну от геополитических метаний преемников, полагают эксперты.
Политолог и директор аналитического центра «Политика» Николай Давидюк называет 2018-й «годом нереализованных целей», имея в виду невысокую степень «реформированности» Украины.
Николай Давидюк: «На самом деле, это был год нереализованных целей. Большое количество целей, которое ставили перед собой, не было достигнуто. Реформы, за которые голосовали в парламенте, так и не стали частью нашего быта. Например, Антикоррупционный суд, за который с помпой голосовали, очень радовались, когда закон о его создании приняли, — он до сих пор не функционирует. Отчасти по техническим причинам. С другой стороны, антикоррупционная риторика не дала плодов. Ни один из чиновников за коррупцию не был лишен свободы. Борьба с коррупцией превратилась в миф».
Однако, по мнению Андрея Сухарины, политического аналитика Фонда «Демократические инициативы», в уходящем году были не только поражения, но и победы. Например, медицинская реформа и возросшая узнаваемость страны за рубежом. Популярная в Украине риторика «зрады и перемоги» (предательства и победы), которая вот уже пятый год сопровождает даже реформы, во многом объясняет привычку украинцев «впадать в крайность». Создание единой украинской поместной православной церкви — единственное событие, где эта риторика не сработала. Поэтому и для украинцев, и для экспертов — это событие года и целой эпохи.
Андрей Сухарина: «Если говорить о победах, то визуально их немного больше (чем годом ранее — RFI). Во-первых, это все события, связанные с объединением церквей, с томосом. Похожая ситуация была в прошлом году, когда топ-событием, о котором все говорили, был безвизовый режим (с ЕС). То есть мы видим, что второй год подряд у нас есть одно позитивное акцентированное событие. Другие позитивные события также есть, но о них меньше вспоминают. Это, например, продление санкций против РФ, усиление обороноспособности, углубление сотрудничества с НАТО, некоторые экономические реформы, которые, по мнению экспертов, не стали всеобъемлющими. О негативных событиях говорят меньше, но они очень значительны. Речь, например, идет об эскалации и агрессии России в Азовском море, задержании украинских моряков и введении военного положения. На втором месте среди негативных событий — убийство Екатерины Гандзюк, о котором вспоминают скорее не как о единичном случае, а в контексте нападений на других активистов».
В 2018 году религия стала ключевой темой в светской Украине. Но без политического вмешательства, на которое сетовали в стране и за рубежом, получение томоса об автокефалии не было бы возможным. Создание украинской автокефальной православной церкви, планируемое еще со времен президентства Виктора Ющенко, в таком разрозненном государстве, как Украина, в условиях войны и реформ без политической воли не состоялось бы. По мнению религиоведа Тараса Антошевского, получение томоса приведет к сближению с католическим и православным миром.
Тарас Антошевский: «Для церкви это политическое решение, хотя оно и имеет признаки богословского. Но, как принято говорить: нужно принять политическое решение и работать в этом направлении. Я думаю, что томос даст толчок к налаживанию контактов украинских православных с другими православными церквями».
Лидером года, как считают эксперты, стал патриарх Филарет, который, по словам политолога Николая Давидюка, в отличие от украинских политиков, сумел переступить через свои амбиции.
Николай Давидюк: «Человек, который шел к цели три десятка лет, переступил через собственные амбиции, чтобы было принято общественное решение. То есть решение на благо страны, в его случае, было важнее, чем собственная победа. Это то, что мы никогда не видели у украинских политиков, которые, даже объединяясь, никогда не переступали через себя для общего блага, ради интересов страны, большой политической или религиозной цели».
Петра Порошенко эксперты назвали самым успешным политиком года, по большей части из-за создания поместной церкви. Как ни парадоксально, но его же украинцы и политологи считают одним из самых провальных политиков. Причины — война, коррупция, рост цен и умышленное затягивание реформ.
Главным послом и дипломатом Украины в этом году эксперты называют незаконно осужденного в РФ украинского режиссера Олега Сенцова, который своей позицией и голодовкой обратил внимание международного сообщества на политзаключенных в Крыму и России, а также на пленных в Донбассе. По мнению политологов, за этот год Сенцов сделал больше, чем МИД, парламент, отдельные политики и дипломаты за все последние пять лет.
2018-й год стал прологом к парламентским и президентским выборам следующего года. Их фаворитами разные источники называют Юлию Тимошенко, Петра Порошенко и шоумена Владимира Зеленского. Очевидно, что все решения в 2018 году власти принимали с учетом того, как это повлияет на выборы и на их исход. Оппоненты властей также действовали в интересах собственных электоральных групп.
Ольга Айвазовская, глава правления гражданской сети «Опора», считает, что будущее страны определят не только внутренние выборы, но и выборы депутатов Европарламента, которые пройдут весной 2019 года.
Ольга Айвазовская: «Прогноз на президентские выборы очевиден не в том, кто победит или выйдет во второй тур. Хотя и есть однозначная претендентка на второй тур — это Юлия Тимошенко, второй фамилии мы пока не знаем. Прогноз очевиден в том, что кампания будет полна борьбы и динамизма. Из того, что видят мои коллеги в регионах, которые с октября наблюдают за предвыборной активностью, могу сказать, что выборы де-факто начались в сентябре — с началом агитационной кампании, которая строго юридически так трактоваться, конечно же, не может».
Согласно исследованию Центра Разумкова и Фонда «Демократические инициативы», на выборы пойдет 76% украинцев. Интересно, что только 20% респондентов уверены в том, что Украина сможет преодолеть трудности в ближайшие годы. А вот основными настроениями украинцев, по данным исследования, в 2018 году были надежда, тревога и оптимизм.