Американский политолог Рамис Юнус в свое время был руководителем Аппарата правительства Азербайджана и управляющим делами парламента этой страны. Когда в 2003 году к власти пришел Ильхам Алиев, Юнусу пришлось эмигрировать в Соединенные Штаты, где он сразу же получил политическое убежище. Сейчас Рамис Юнус консультирует независимые фонды и аналитические центры США.
В эксклюзивном интервью он рассказал о выборах нового главы Белого дома, территориальных спорах в России и вероятности мировой войны.>— В Украине сейчас многих беспокоит тема предстоящих выборов в США. Особенно в разрезе Дональда Трампа. На ваш взгляд, какие кандидатуры наиболее выгодны Украине, а каких стоит опасаться?
— Признаюсь честно, я давно не видел таких неудачных выборов. В первую очередь это связано с тем, что обе партии, как республиканская, так и демократическая, выдвинули не самых лучших своих кандидатов.
По многолетнему опыту знаю, что в выборах президента США обычно наблюдается цикличность, то есть каждые 8-12 лет происходит сменяемость этих двух партий во власти. По логике, сейчас очередь республиканцев занять Белый дом. Но, к сожалению, разброд и шатания в этой партии за последние годы привели к тому, что вперед в стане республиканцев смог выйти такой непредсказуемый кандидат, как Дональд Трамп, который своей эпатажностью и многими скандальными заявлениями оттолкнул от себя не только истеблишмент партии, но также и многих представителей американского общества.
В сложившейся ситуации американским избирателям, скорее всего, придется из двух зол выбирать меньшее. А кто из них большее или меньшее зло — Хиллари Клинтон или Дональд Трамп — отчетливо проявится уже в ближайшее время.
Что касается Украины, то ей не стоит сильно опасаться результатов выборов в США, ибо политическая система здесь построена так, что любой президент вынужден будет считаться с другими ветвями власти, которые всегда будут стоять на страже стратегических интересов Вашингтона за рубежом.
Украина, подвергшаяся агрессии со стороны России, будет еще долго находиться в зоне интересов США как фактор ее национальной безопасности. И недавнее продление санкций против России на год, одобренное как Конгрессом, где большинство республиканцев, так и президентом Бараком Обамой, представляющим демократов, надо рассматривать в этой плоскости.
— Многие обвиняют Барака Обаму в слабости: если бы он занял более жесткую позицию по отношению к агрессии России, то многих трагедий можно было бы избежать. Что вы думаете по этому поводу?
— Дело в том, что нет ничего удивительного в такой осторожной внешней политике со стороны администрации президента Обамы. Традиционно демократы более агрессивно работают на внутреннем фронте, где находятся главные экономические спонсоры этой партии, в то время как республиканцы гораздо активнее во внешней политике, потому что их главные спонсоры, включая многие транснациональные компании, делают бизнес за рубежом.
К этому еще надо добавить и собственные проблемы Украины, которая на тот момент была в раздробленном состоянии и не была готова к консолидации, чем умело воспользовался Кремль. Конечно, будь у власти в США политик масштаба Рональда Рейгана, а в Европе лидер на уровне Маргарет Тэтчер, риторика и поведение Кремля были бы совсем иными.
— По вашему мнению, аннексия Крыма, военный конфликт на
Донбассе, развязанный Кремлем, могут разворошить территориальные споры в
самой России? Я имею в виду ту же Чечню.
— Сейчас проводится очень много параллелей между путинской Россией и временами СССР. И в этом, конечно, есть своя логика. Давайте вспомним последнее десятилетие перед развалом Союза: военная авантюра в 1979 году в Афганистане, бойкот Олимпиады в Москве, санкции и падающие цены на нефть.
Сравнив те годы с днем сегодняшним, почувствуем, что у нас во многом дежавю, как говорят французы. Аннексия Крыма, военное вторжение на восток Украины, авантюра в Сирии привели к тем же санкциям и в сумме со стремительным падением цен на нефть, Россию «заштормило».
Как вы, наверное, помните, развал Союза привел к центробежным процессам, и от Москвы откололись 15 республик. В случае с путинской Россией вполне вероятны похожие процессы, особенно на Северном Кавказе, в Башкирии, Татарстане, где до сих пор не урегулированы многие вопросы, связанные с национальной идентичностью местного населения.
Учитывая недавнюю историю бывшей «империи зла», можно предположить, что при развале авторитарной системы власти в сегодняшней России на авансцену по закону жанра могут выйти местные лидеры с национальными лозунгами.
И Чечня из всех этих территорий самая взрывоопасная. Об этом прекрасно знают Путин и его команда, которые поэтому и откупаются от Чечни баснословными суммами взамен на лояльность. Надо признать, что раньше это работало, но с падением цен на нефть эта схема, как мы видим, стала давать сбои.
— Есть мнение, что с помощью убийства Бориса Немцова силовики в окружении Путина хотели закрыть проект «Кадыров». Как вы считаете? И почему вообще Рамзан Кадыров стал настолько медиазированной личностью в последнее время?
— Убийство Бориса Немцова, с которым меня связывали очень добрые личные отношения с тех пор, как мы вместе работали в правительствах своих стран — он в России, а я в Азербайджане — не могло произойти без ведома Путина и его ближайшего окружения. В условиях той системы власти, которую создали Путин и его сподвижники из спецслужб, я не думаю, что кто-то вне этой системы способен пойти на такое без отмашки из Кремля.
Что касается Кадырова, то вспоминается известная фраза классика: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Когда придет время уходить Кадырову, то он моментально перестанет быть медийной персоной. Сегодня и он, и Жириновский, и другие такие же одиозные фигуры используются путинской машиной пропаганды в зависимости от заданной тематики.
Как вы знаете, в российское общество заброшена тема патриотизма как национальная идея страны. А до этого, как мы помним, 24 часа в сутки было шельмование Украины, потом ее место заняла Турция. Про США и Евросоюз я уже не говорю. Это самый настоящий театр абсурда, и в нем тоже нужны актеры. Для меня ничего удивительного не происходит в этом спектакле. Все идет по закону жанра, который всегда приводит к краху авторитарных систем власти.
— Экономический кризис в России может привести к «пробуждению» российского общества и как следствие — к смене режима?
— В 1998 году, когда шахтеры пришли стучать своими касками на Краснопресненскую набережную в Москве, то произошло это при экономическом дефолте России. К сожалению, тогда «проснулось» не российское общество, а спецслужбы и партноменклатура, которые прекрасно воспользовались ситуацией и вынудили Бориса Ельцина уйти, передав власть своему ставленнику.
Похожие процессы начинаются сейчас в России. «Подушка безопасности» стремительно уменьшается, и вполне возможно, что после дальнобойщиков опять шахтеры пойдут на Москву. Кто теперь «проснется» в России? Хотелось бы надеяться, что это будут представители молодого поколения россиян, которые не будут ментально связаны с советским прошлым.
— Многие политики, эксперты говорят, что в России Майдан невозможен ни при каких условиях, потому что слишком сильна машина пропаганды, потому что общество чрезмерно пассивно и т.д. Вы согласны с этим?
— Категорически не согласен. Я жил в СССР и помню, как все в одночасье лопнуло как мыльный пузырь. Исчезнет страх в обществе, и откуда ни возьмись миллионы выйдут на улицы Москвы, Питера и других главных городов России. Кстати, последний марш памяти Бориса Немцова этому яркое подтверждение.
В России нет того уровня страха, который был в СССР. Добавив сюда интернет и скорость распространения информации в современном мире, не трудно предположить, что все произойдет гораздо быстрее, чем многим кажется сегодня.
Я вам скажу откровенно: Запад сам заинтересован в таком вялотекущем процессе внутри России, так как никому в цивилизованном мире не нужен хаос в ядерной стране. Та же перестройка в СССР длилась аж целых пять лет, пока не привела к логическому завершению в декабре 1991 года. Хаос тоже должен быть регулируемым, чтобы минимизировать возможные форс-мажоры.
— Готов ли Путин при определенных условиях пойти на какие-то уступки Западу по Сирии, например, на «слив» Башара Асада?
Во-первых, его никто об этом и спрашивать не будет. В шахматах есть такое понятие: цугцванг — положение, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. Так вот, в противостоянии России и Запада Путин находится в ситуации цугцванга, и все вынужденные ходы Кремля приведут к «сливу» режима Асада.
Не секрет, что авантюрой в Сирии российский лидер стремился прорвать изоляцию и поменять правила игры после объявленных санкций против России. Но как мы видим, несмотря на перемирие в Сирии, это ему не удается, и санкции против России продлены еще на год.
Запад не смирится с правлением Башара Асада. Это категорически невозможно. Маховик устранения Асада был запущен несколько лет назад. Отступать от этого уже никто не намерен. Тем более, Турция и Саудовская Аравия, чьими руками Запад и будет действовать, этого не позволят. Как мы видим, они твердо идут к намеченной цели при поддержке США и их союзников.
— Какова вероятность дальнейшей эскалации конфликта между Турцией и Россией, который иногда называют предвестником мировой войны?
— Никакой третьей мировой войны не будет. Этот термин придумала российская пропаганда, чтобы пугать цивилизованную Европу. К этим заявлениям надо относиться так же, как и к заявлениям Путина и его военных о возможности использования ядерного оружия. Все это блеф, рассчитанный на общественное мнение на Западе, чтобы помочь выйти Кремлю из цугцванга.
— Как Украина должна была вести себя во время начала российской агрессии? По вашему мнению, если бы Киев принял решение оказать сопротивление во время аннексии, Путин бы решился на полномасштабную войну?
— У Киева просто не было другого выхода. Отдав без боя Крым, они спасли Украину. Точно так же, как это сделал Михеил Саакашвили в Грузии в августе 2008 года, когда после агрессии России он потерял Южную Осетию, но спас Грузию. Путин только этого и ждал в Крыму, а не дождавшись кровопролития на полуострове, устроил заваруху на востоке Украины.
Сейчас главная задача Киева — сделать из Украины самодостаточное государство. А Крым рано или поздно вернется в состав Украины без единого выстрела. Но для этого Украина должна измениться и стать хотя бы такой же, какой стала, к примеру, Грузия. И население Крыма, увидев огромную разницу между тем, что им дала авторитарная коррумпированная Россия, и тем, что они потеряли, отколовшись от Украины, быстро проснется.
Им тоже захочется жить как в той же грузинской Аджарии, которую сегодня называют «Дубаи на Черноморском побережье». Вспомните, какие в Аджарии были сепаратистские настроения, подогреваемые Кремлем и их ставленником в лице Аслана Абашидзе. А теперь поезжайте и посмотрите, какой стала Аджария. Сейчас у местного населения там нет и мыслей о сепаратизме. Вот ключ к решению главных проблем Украины.