Из разгорающегося между Россией и Турцией конфликта следует одна положительная для Украины новость: сейчас не до нее. Естественно, люди Владимира Путина будут продолжать стрелять через границу, организовывать провокации и заниматься подрывной деятельностью, но ресурсов сразу на две войны у РФ маловато, пишет Дмитрий Орешкин для "Нового времени".
Следующая хорошая новость, правда, уже не для Украины, а для стран Балтии – что до них Кремль уж точно не дотянется.
У России все же ограничены экономические и демографические ресурсы, про политические я уже и не говорю; да и военные тоже. Поэтому, чем больше Путин погружается в Сирию, тем больше риск эскалации конфликта там, но, как мне кажется, меньше риск восстановления горячей военной фазы в Донбассе.
Если, конечно, в этой ситуации партия войны в Украине не ощутит волны патриотического восторга и не решит воспользоваться моментом, чтобы отбить Донбасс. С моей точки зрения, сейчас это было бы катастрофической ошибкой, но, насколько я понимаю, процентов 15-20 населения такую идею в принципе поддерживают, а также есть ряд политиков, которые хотели бы послать "ответку" Путину.
Если это произойдет, Россия тут же переключится на Украину. Возможно, она даже уйдет из Сирии ради этого. Проблема Путина в том, что он должен воевать. Если он не воюет, он не в состоянии объяснить людям, почему ухудшается их уровень жизни. А во время войны все понятно: мы за ценой не постоим, мы отстаиваем свои интересы в Сирии. Какие именно интересы есть у РФ в Сирии, не обсуждается, поскольку для Кремля это не важно – важно лишь то, что страна находится в состоянии войны, которая позволяет замаскировать провалы путинской политики, обеспечить мобилизацию и прочие вещи, необходимые для сохранения режима. Эта война может вестись в Сирии, а может и в Украине. Собственно, и сама сирийская война была начата для того, чтобы отвлечь внимание от весьма очевидного провала на украинском направлении.Сейчас довольно неинтересно жить в Крыму, довольно неинтересно жить в Донбассе – иными словами, на всех территориях, где Путин взялся "защищать интересы русскоязычных граждан". В Украине, конечно, тоже не сахар, но все же страна смогла принять более миллиона беженцев. А в Донбассе, где Путин так трепетно прикрывал своим телом "русских людей", этим самым людям живется намного хуже, чем в Одессе, Харькове и Днепропетровске. Другое дело, что об этом никто не говорит.
Пафосная идея защиты русскоязычных выворачивается наизнанку. Можно, конечно, обвинять Джемилева, США, черта в ступе, но итог один: электричества в Крыму нет, в Донбассе жить в два раза тяжелее, чем на любых прилегающих территориях – российских ли, украинских ли. И все это благодаря стремлению Владимира Путина "защитить русский народ". Большое ему спасибо. Земной поклон.
Но, если в этой ситуации Украина попытается вернуть Донбасс, у Путина появится неожиданный повод свернуть сирийскую кампанию и возобновить украинскую; и россияне его поддержат. Сейчас Путин все глубже увязает в Сирии, и лучше не давать ему повода оттуда выйти и перекинуться на Украину, назвав ее основным полем противостояния западной экспансии. В таком случае ему останется благодарить украинское руководство, так как Путин получит повод говорить о нарушении Киевом Минских договоренностей, о агрессии (хотя на деле Украина возвращает свои территории).Западом же подобные действия будут восприняты следующим образом: "мы установили линию разграничения, и тот, кто ее пересек, нарушает Минские соглашения". Соответственно, в случае наступления Запад уменьшит поддержку Украины, а Россия получит возможность "защитить русских братьев" поблизости от своей границы. Я очень надеюсь, что Украина такой глупости не сделает и позволит Владимиру Путину поглубже втянуться в российский конфликт, а оккупированной части Донбасса – потихоньку гнить дальше.
В Украине меня, разумеется, тоже удивляет, насколько медленно идут столь отчаянно необходимые реформы. Понятно, что есть сопротивление, есть определенные интересы, но понятно и другое – не преодолев сопротивления, ничего не добьешься. Но у Украины есть шанс на превращение в нормальное европейское государство, тогда как у Донбасса и Крыма потенциала нет вообще, и у России тоже. Время, если его правильно использовать, на стороне Украины.