Эта разница становится особенно заметной, когда российские эксперты выступают для украинской аудитории. Зачастую их речи изобилуют очередными прогнозами падения путинского режима, который все никак не падает, констатацией фактов коррупции, на которые российское население уже не реагирует. Ощущение полной безнадеги – пожалуй, так можно сформулировать то, что скрыто за их словами.
Парадокс заключается в том, что риторика, как все плохо в России, начинает казаться банальностью отсюда, из страны, где, конечно, тоже далеко не все гладко, но есть то, что уже давно отсутствует там – изменения. Нового в «империи» ничего не происходит, все уже сказано и проговорено по много раз. Полная стагнация в экономике и в смыслах. В этом и заключается ключевая разница восприятия жизни в Украине и России для обычного человека.
Недавно на одной дискуссии в Киеве, куда приехали эксперты из России, я почувствовала именно это – банальность выводов. Выступающие говорили о невидимой бетонной стене между Украиной и Россией, высота которой с каждым днем растет, о цене на нефть, которая неуклонно ползет вниз, и о том, что, собственно, ничего не происходит.
Украинская аудитория все это встречала без интереса. На мой вопрос сидящему рядом соседу, не кажется ли ему, что эксперты говорят вполне очевидные вещи, я получила утвердительный ответ.
Былой интерес украинцев к непонятной жизни в России, к тому, как же удается там жить в условиях полного безумия, постепенно уходит. Уже ясно, что жить там тяжело. Очень.
Прежде всего, с моральной точки зрения, поскольку россиянам приходится не только постоянно убеждать себя в том, что такая жизнь ненормальна, но, главное, и в том, что ни в коем случае нельзя привыкать к этому безумию.
Но, боюсь, процесс уже запущен.
Люди устали находиться в состоянии полного контроля разума над абсурдом. Все больше людей, к сожалению, просто смирились. Это видно по публикациям многих российских блогеров, кто еще недавно рьяно отстаивал здравый смысл. Логика информационного пространства в России изменилась. Зачем говорить то, что и так всем понятно?
Но вот парадокс. С этого риторического вопроса обычно и начинается отказ человека от борьбы за нормальность, за честность перед самим собой. По сути, именно он и открывает дверь в ловушку смыслов, туда, где мысли о политике отсутствуют, а мир вроде бы предстает таким ярким и позитивным. Но это лишь иллюзия.
Это страшно, поскольку именно равнодушие и смирение являются теми самыми поворотными точками, после которых возврата к здравому смыслу может уже не быть. Причем, возврата не внешнего, он может еще долго не наступить, а внутреннего, который для каждого индивидуален.
Абсурд не только стал частью жизни обычного россиянина, он стал частью его самого. В результате, обсуждение абсурда стало чем-то банальным, не вызывающим интереса. Он просто перестал быть чем-то особенным и удивительным.
Безумие стало нормой.
Реализовалась мечта российских властей – создать мир, в котором мир – это война, правда – это ложь, и дальше по списку Оруэлла. Даже при чтении этих фраз возникает ощущение банальности, поскольку их не раз уже упоминали в контексте происходящих в России событий.
А в это время создатели эксперимента довольно потирают руки. Поверить в абсурд – реально.
Многие российские блогеры, обычно ищущие какой-то новый подход или ракурс к описанию того или иного события, произошедшего в России, поняли, что по-новому уже не скажешь. Все уже сказано.
Ксения Собчак в своем блоге на «Снобе» тоже признает этот феномен:
«Мозоль набилась: никакие новые законопроекты, дурацко-мудацкие заявления, инициативы депутатов уже не вызывают эмоций, да и говорить о депутатах, обсуждать их, возмущаться и высмеивать стало делом неприличным и банальным. И если раньше все обсуждали политику, хороший или плохой Путин, Крым наш или не наш, то сейчас эти обсуждения стихли. Люди вдруг перестали говорить об этом».
Несмотря на то, что этот текст Ксенией был написан еще месяц назад, тенденция смирения перед банальностью абсурда только усилилась.
Выход из колеса смирения, который лишь создает иллюзию блаженства, гармонии и спокойствия, а на самом деле засасывает человека глубже в дебри логических ошибок, заставляя верить в здравомыслие безумия, может произойти лишь тогда, когда человек захочет снова научиться удивляться. Снова начнет поражаться абсурдному и вспомнит, что лишь через сомнение можно вырваться из этого замкнутого круга.
Но для этого нужна сила воли и осознание того, что вокруг действительно происходит абсурд.
Как бы банально это ни звучало.
Екатерина Макаревич