«Воруют, батюшка, воруют». В здоровом обществе все эти разоблачения привели бы как минимум к отставке.
В нашем – ну да, а что такого? Кровь младенцев не пьет – вот и славно. Бывало, как известно, и хуже. Впрочем, истерика Кремля понятна. Народ его совершенно не волнует, его пугают те самые «западные партнеры», которые в нужный момент могут взять за самое дорогое – дорогое в буквальном смысле: за офшоры. http://krug.novayagazeta.ru/
Так – с друзьями-кошельками – живут африканские диктаторы-людоеды и прочие каддафи. И как только они начинают пошатываться, тут-то в банки и приходят по-настоящему вежливые сотрудники иностранных спецслужб. Никакой после этого спокойной старости у клептократии не будет: деньги арестовываются, а их самих с распростертыми объятиями и наручниками ждут на границе.
Отсюда и паника в Кремле: еще вчера там все были самыми умными, кошельки в офшорах, концы в воду, а теперь оказывается, что все, что они с таким трудом отжимали и прятали, положено прямо на стол проклятым партнерам. И уже только им решать, когда и сколько забрать.
Не нас Песков пугал сливом: это он Западу сигналил. Там, боюсь, не поверят.
Между тем, полезно это расследование и нам: конечно, сейчас оно не пойдет в дело, но через пару лет - кто знает? Спасибо компании-регистратору Mossak Fonseca. Но и сейчас еще для элитки может быть не поздно: как видим, искать российские деньги в мире стало модно, найдут их везде: хоть в сундуке на необитаемом острове. Так что пора бы начать договариваться по-хорошему: постепенно, через реформы, через дискуссию с оппозицией отойти в сторонку, к безбедной офшорной старости. Не так уж и много в жизни выпадает последних шансов, стоит задуматься.
Впрочем, речь ведь не только о друзьях Путина: там хорошо замазаны и депутаты, и губернаторы, и чиновники. Вот им точно не позавидуешь: с ними никто церемониться не будет уже сейчас. И поделом.
Dmitry Gudkov