Два ярых националиста - Си Цзиньпин и Дональд Трамп - возглавляют правительства в Пекине и Вашингтоне.
Стремясь вернуть своим странам былое величие, один лидер идет за «китайской мечтой», а другой уверен, что «Америка прежде всего». Оба считают друг друга главным препятствием на пути к славе. Они играют в игру, в которой не будет победителя.
Прекращение усилий по сотрудничеству в северокорейском вопросе вызвало глубокую напряженность по целому ряду проблем, включая Южно-Китайское море.
Готовы ли США и Китай к войне? Грэм Эллисон, профессор Гарварда, который придумал термин «Фукидидова ловушка», чтобы описать риск конфликта, возникающий, когда набирающая силы власть бросает вызов действующей, настроен пессимистично.
Фукидид, афинский историк и генерал, обобщил причины Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) в одной строчке: растущая мощь Афин вселила страх в Спарту, Конфликт был неминуем. Подобный сценарий за последние 500 лет повторялся еще 12 раз из 16, включая противостояние Германии и Британии, которое привело к Первой мировой войне.
В новой книге, носящей зловещее название «Войны не избежать: Могут ли Америка и Китай выбраться из Фукидидовой ловушки?», он объясняет, как конфликты в торговле, Южно-Китайском море или киберпространстве могут перерасти в нечто большее.
Чепуха, отвечает известный синолог Артур Уолдрон, профессор истории в Университете Пенсильвании. Войны можно избежать.
В обзоре книги Эллисона он заявляет, что «Фукидидова ловушка» - это ошибка. Ссылаясь на труды Фукидида, он утверждает, что Спарта, хоть и была готова к войне, пыталась противостоять конфронтации с Афинами и в какой-то момент предлагала компромисс.
Это не просто академический спор по классической истории.
По сути, оба профессора не смогут дать единую оценку росту мощи Китая и, следовательно, серьезности проблемы, которую он представляет для руководства США.
Эллисон опирается на данные, гласящие, что богатство и мощь Китая постоянно растут. Уолдорн ссылается на информацию, которая указывает на уязвимости Китая, в том числе постоянную нехватку воды. Другие говорят о тревожном увеличении корпоративного долга и стареющем населении, которые способны остановить или даже обратить вспять прогресс страны.
Те, кто живут в Китае, а не наблюдают за ним издалека, видят обе перспективы. Вдохните ядовитый воздух практически любого города, и вы поймете, почему многие состоятельные китайцы бегут из страны. Тем не менее, свидетельством творческой энергии Китая стало огромное множество велосипедов, которые в течение нескольких месяцев наводнили те же города.
Китай задыхается; Китай энергичен. Оба этих утверждения верны. Задача Вашингтона состоит в том, чтобы понять эти противоречия и избежать крайностей - капитуляции и безрассудной воинственности.
Администрация Обамы была робкой; Пекин воспользовался возможностью и начал превращение Южно-Китайского моря в китайское озеро.
Воинственный Трамп поумерил свой пыл в надежде, что его китайский коллега воспользуется своим влиянием, чтобы остановить ядерную программу Пхеньяна. Если Си не сможет или не захочет предложить решение, хрупкому перемирию может быстро прийти конец.
Следующие несколько лет будут тернистыми. Уолдрон, однако, уверен, что китайские лидеры быстро сгладят любые непреднамеренные конфликты, чтобы избежать риска. «В конце концов, они не идиоты», - пишет он.